Школа №10 г.Орска»

Авторизация пользователей

Регистрация »

Забыли пароль? »

Вход для пользователей

Teachers Login Form

 



  • « Назад

    учебный план

    «Утверждаю»  

    Директор школы

    ______________________/.Н.Вальтер/

    (Приказ № ___39

    от ___07.11.2018г.

     

     

     

     

     

    Учебный план

    ФГОС  обучающихся с умственной отсталостью

    (интеллектуальными нарушениями)

     

    1, 2, 3  классы

     

    ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10»

    г.Орска Оренбургской области

     

    2018 – 2019 учебный год

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Учебный план ФГОС  

    обучающихся с умственной отсталостью

    (интеллектуальными нарушениями)

    (с учетом внеурочной деятельности)

    1, 2, 3  классы

    Предметные области

               Классы

     

     

    Учебные предметы

    Количество часов в год

    Всего

     

    I

    II

    III

    IV

     

    1.Язык и речевая практика

    1.1.Русский язык

    1.2.Чтение

    1.3.Речевая практика

    3

    3

    2

    3

    4

    2

    3

    4

    2

     

    9

    11

    6

    2.Математика

    2.1.Математика

    3

    4

    4

     

    11

    3.Естествознание

    3.1.Мир природы и человека

    2

    1

    1

     

    3

    4.Искусство

    4.1.Музыка

    4.2.Изобразительное искусство

    2

    1

    1

    1

    1

    1

     

    4

    3

    5.Физическая культура

    5.1.Физическая культура

    3

    3

    3

     

    9

    6.Технология

    6.1.Ручной труд

    2

    1

    1

     

    4

    Итого

     

    21

    20

    20

     

    61

    Часть, формируемая участниками образовательных отношений

    -

    3

    3

     

    6

     

    Язык и речевая практика

    Русский язык

    -

    1

    1

     

    2

     

    Математика

    Математика

    -

    1

    1

     

    2

     

    Коррекционно – развивающая область

    Логопедические занятия

    -

    1

    1

     

    2

     

    Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

    21

    23

    23

     

    67

     

    Коррекционно – развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)

    6

    6

    6

     

    18

     

    Ритмика

    1

    1

    1

     

    3

     

    Логопедические занятия

    3

    3

    3

     

    9

     

    Психокоррекционные занятия

    2

    2

    2

     

    6

     

    Внеурочная деятельность

    4

    4

    4

     

    12

     

    Спортивно-оздоровительное

    ЛФК

    1

    1

    1

     

    3

     

    Социальное

    ОБЖ

    «Школа безопасности"

    1

    1

    1

     

    3

     

    Нравственное

    «Умелые ручки»

     

    1

    1

     

    2

     

     

    «Вежливые ребята

    1

     

     

     

    1

     

    Общекультурное

    «Живое слово»

    1

    1

    1

     

    3

     

    Всего к финансированию

    31

    33

    33

     

    97

     

                                       

     

     

    Пояснительная записка к Учебному плану ФГОС

    обучающихся с умственной отсталостью

    (интеллектуальными нарушениями):

    1, 2, 3  классы

                  Учебный план является нормативным документом, регламентирующим содержание образования и особенности организации образовательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью.

    Составлен на основании:

    • АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    • Приказа Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    • СанПин 2.4.2.3286-15  от 10.07.2015г. «Санитарно-эпидемиологические

    требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» раздел VIII п.8.1. – 8.13

                Учебный план ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа №10» г.орска Оренбургской области (далее ― Учебный план), реализующего АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

               Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

                Учебный план школы предполагает не только удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей; повышение качества образования учащихся; но и создание условий для профессионально организованного процесса обучения и коррекции отклонений в развитии. Программное обеспечение осуществляется на основе программ для специальных (коррекционных) учреждений осуществляющих обучение обучающихся с умственной отсталостью.

                 Учебно-методический комплекс сформирован на основе федерального перечня учебников и учебных пособий.

              В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школа выбрала освоение АООП в течение 9 лет.

                1 вариант ― I-IV классы – 4 года

                                     V-IX классы - 5 лет

            Выбор варианта  срока  обучения  ГКОУ «С(к)Ш №10» г.Орска Оренбургской области осуществила  самостоятельно с учетом:

    • особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
    • наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические).

    Данный Учебный план разработан для 1,2 класса.

         План рассчитан на 5-ти дневную рабочую неделю.  Продолжительность урока:

     1 класс – в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре -декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый; 2 класс – 40 минут.

           Индивидуально-групповые коррекционные занятия проводятся в первой и второй половине дня продолжительностью 15 – 25 минут.

           Текущий контроль успеваемости обучающихся 2 класса проводится - поурочно, по темам и по учебным четвертям в форме устных и письменных ответов.

          Текущий контроль успеваемости обучающихся в 1-х классе осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде оценок по 5-ти балльной шкале, а используется только положительная и не различаемая по уровням фиксация. Результаты продвижения учащихся в развитии оцениваются на основе анализа  продуктивной деятельности  (поделок, рисунков, уровня развития речи).  

           Периодичность и формы текущего контроля обучающихся (по темам, поурочно) определяет учитель самостоятельно с учетом требований ФГОС, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся соответствующего класса, содержанием адаптированной общеобразовательной программы, используемых образовательных технологий. Периодичность и формы текущего контроля учитель указывает в рабочей программе по предмету, учебному курсу.

            Во 2 классе проводится промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу по итогам учебного года и представляет собой среднее арифметическое четвертных оценок обучающегося по предмету в соответствии с правилами математического округления в пользу обучающегося.

          Текущий контроль успеваемости обучающихся  2-го класса в первом полугодии осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде оценок по 5-ти балльной шкале, а используется только положительная и не различаемая по уровням фиксация. Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий контроль успеваемости по 5-ти бальной системе.

            Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком.

              В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.

              Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

              Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

             Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

            - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

            - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

           -  формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

                     Обязательная часть учебного плана предназначена для организации учебного процесса, направленного на достижение  требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она обеспечивает 9-летнее образование в соответствии с миссией школы, а также целями и задачами программы развития. По количественному и качественному составу предметных областей обязательная часть учебного плана соответствует модельному учебному плану, представленному в проекте примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

              Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена предметами:

    — «Русский язык» в 1—9-х классах (1-й класс — 3 часа в неделю, 2-й класс – 3 часа в неделю, 3 класс – 3 часа в неделю);

    — « Чтение» в 1—9-х классах (1-й класс—3 часа  в неделю, 2-3  класс – 4 часа в неделю);

    — «Речевая практика» в 1-й,  2-й, 3-ий  классы (2 часа в неделю).

                  Содержание обучения данной образовательной области является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому  языку:

    - повысить уровень общего и речевого развития учащихся,

    -  прививать общепринятые нормы общественного поведения,

    - научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст,

    - выработать элементарные навыки грамотного письма,

    - научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

                 В процессе обучения русского языка у учащихся формируются:

    -  первоначальные навыки чтения и письма в процессе овладения грамотой элементарные представления о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знания; представление о частях речи, навык оформления деловых бумаг и пользования словарем;

    - учащиеся учатся писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания, небольшие по объёму изложения и сочинения творческого характера, разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, использовать письменную коммуникацию для решения практико-ориентированных задач.

                   На уроках  чтения у учащихся формируются:

    -  осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развитие познавательных интересов, воспитание чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций;

    - навык осознанного, правильного, выразительного чтения целыми словами вслух и «про себя», выделяя главную мысль произведения, соблюдая при чтении нормы русской орфоэпии, знания основных сведений о жизни писателей, потребность в самостоятельном чтении книг, газет и журналов;

    -  формируются коммуникативные навыки в процессе чтения литературных произведений, способность отвечать на вопросы учителя, характеризовать главных действующих лиц, обосновывая своё отношение к героям и их поступкам, пересказывать содержание прочитанного;

    - составлять рассказ по предложенной теме на материале нескольких произведений, заучивать стихотворения и прозаические отрывки.

               На уроках речевой практики расширение представлений об окружающей действительности, обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи; развитие навыков связной речи, навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения; ознакомление со средствами

    устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

               Образовательная область «Математика» представлена предметом

     «Математика»  (1-й класс — 3 часа в неделю, 2- 3 классы – 4 часа в неделю);

                 Учащиеся должны не только овладеть определённым объёмом математических знаний, но уметь использовать их при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться, использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). На уроках математики даётся геометрический материал на различение геометрических фигур, ознакомление с их свойствами, формирование навыков пользования измерительными и чертёжными приборами. Учащиеся овладевают

    практическими умениями в решении задач измерительного и вычислительного характера.

                Самое серьёзное внимание при обучении математике уделяется формированию у учащихся вычислительных навыков, что жизненно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

                    Образовательная область «Естествознание» представлена учебными предметами:

    — «Мир природы и человека» в 1-м классе — 2 часа; 2- 3 классы – 2 часа в неделю;

                Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

                 Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

                 Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении/и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

                Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.

                   Образовательная область «Искусство» представлена предметами:

    «Изобразительной искусство» в 1-х, 2-х и 3-х классах — 1 час в неделю;

    «Музыка» в 1— классах - 2 часа в неделю; 2-й и 3-й класс – 1 час в неделю;

                    Изобразительное искусство для учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеет важное коррекционное значение. Целью данного предмета является формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач; развитие художественного вкуса, воспитание потребности в художественном творчестве.

                   Содержание курса обучения изобразительному искусству определяется основными задачами: коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия между предметами; исправление недостатков моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; развитие у учащихся речи, художественного вкуса, интереса и любви к изобразительной деятельности через декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

                  Основой музыкального воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья является хоровое пение как активный способ развития музыкальных способностей.

                  Целью данного предмета является формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнение, развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.

                  В содержание обучения пению включены произведения народного творчества, русских, национальных и зарубежных композиторов, песни, разнообразные по характеру, развивающие высшие психические функции учащихся, мышление, волю, мотивацию.

                В процессе освоения данного курса выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки: коррекция отклонений в интеллектуальном развитии, нарушений звукопроизносительной стороны речи; формирование музыкально-эстетического словаря, ориентировки в средствах музыкальной выразительности; развитие чувства ритма, речевой активности, музыкальной памяти; воспитание эстетического вкуса.

                     Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом  «Физическая культура» в 1-х,  2-х, 3-х  классах (3 часа в неделю).

                   Целью занятий физической культуры является формирование установки на сохранения и укрепление здоровья учащихся, соблюдение индивидуального режима питания и сна, развитие и коррекция их общей и мелкой моторики.

                  Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта, укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся; формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении; формирование и совершенствование волевых качеств, умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать; развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, чувства темпа, ритма и координации движений.

                      Образовательная область «Технология» представлена предметами:

    — «Ручной труд» в 1-м классе — 2 часа в неделю;  2-й, 3-й  классы – 1 час в неделю);

                Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности, получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.

              Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.

               Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) включает в себя:

    — «Ритмика» в 1-х,  2-х и 3-х  классах по 1 часу в неделю;

    — «Логопедические занятия» в 1-х классах по 3 часа  в неделю; 2-й и 3-й классы – 3 часа в неделю;

    — «Психокоррекционные занятия» в 1-х , 2-х и 3-х классах по 2 часа в неделю.

                  На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью.

                 На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной стороны речи, расширение представлений об окружающей действительности.

              В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).

              Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно- развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.

                 На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия по логопедии и развитию психомоторики и сенсорных процессов составляется отдельное расписание. Продолжительность занятий 15-20 минут с одним учеником, 20-25 минут с группой (2-4 ученика). Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых и других нарушений, проводятся учителями-логопедами и педагогами-психологами.

             Во 2 и 3 классах  из часов части, формируемой участниками образовательных отношений при согласовании с родителями обучающихся (законными представителями) добавлено по 1  часу на предметы:

    1. «Русский язык» образовательной области «Язык и речевая практика»   для наиболее полного овладения обучающимися доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

    2. «Математика» образовательной области «Математика»  для формирования доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских задач.

    3. «Логопедические занятия» из «Коррекционно-развивающей области  образовательной области «Технология»   для формирования всех сторон речи, связной речи, обогащение словарного запаса.

              Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

              Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).

                  Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Содержание внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью складывается из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности.

                Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений: спортивно-оздоровительное, социальное, нравственное, общекультурное.

             Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация.

             Направления внеурочной деятельности представлены  направлениями:

    1      класс

    1. Спортивно- оздоровительное -  ЛФК  – 1 час
    2. Социальное – «Школа безопасности» - 1 час
    3. Нравственное – «Вежливые ребята» - 1 час
    4. Общекультурное – «Живое слово» - 1 час

    2      класс

    1. Спортивно- оздоровительное -  ЛФК  – 1 час
    2. Социальное – «Школа безопасности» - 1 час
    3. Нравственное – «Умелые ручки» - 1 час
    4. Общекультурное – «Живое слово» - 1 час

    3      класс

    1. Спортивно- оздоровительное -  ЛФК  – 1 час
    2. Социальное – «Школа безопасности» - 1 час
    3. Нравственное – «Умелые ручки» - 1 час
    4. Общекультурное – «Живое слово» - 1 час

     

           Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей, обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени.

            Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности, социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе.

             Программа внеурочной деятельности «Лечебная  физкультура» (1,2 классы) направлена на формирование комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений, и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей обучающихся.

           Программа внеурочной деятельности «Вежливые ребята» (1 класс) направлена на формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

            Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» ( 2, 3 классы) направлена на развитие творчес


    Добавил(а): natali-orsk10
    Дата: 2018-12-09

    Чтобы отдать свой голос за статью, необходимо войти на сайт

    Рейтинг статьи:
    Добавить комментарий

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

  • « Назад

    Просмотров: 304